Лекция 2. Основные нравственные ценности как категории этики

Стыд, страх и совесть Существует притча, что один известный полководец, готовясь к важному военному походу, отбирал людей по одному признаку: Полководец выбрал тех, которые краснели, видимо предполагая, что они могли бы быть более стойкими в минуты опасности. Разумеется, причины появления румянца на щеках могут быть различными. Однако люди в основном считают румянец проявлением стыда, связанным со смятением, смущением, неуверенностью в себе и т. Ранее застенчивость и скромность считались признаком хорошего воспитании, поэтому от юных девушек ожидали, что при одном лишь упоминании о мужчинах или непристойностях их лица должны покрываться стыдливым румянцем. Если говорить об этом явлении с медицинской точки зрения, то можно отметить, что покраснение кожи -это расширение мелких капиляров, не управляемое на сознательном уровне. На лице и шее расположены сосуды, способные нести гораздо больше крови, чем другие. Стимулируемые нервными сигналами, они расширяются, в то время как другие сужаются:

Вы точно человек?

Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.

С точки зрения биологии и психологии[ ] К. Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании [6]:

В этической теории стыд интерпретируется как такая моральная .. ко страх будущих угрызений, но и боль от самого обдумывания возможности.

Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.

С точки зрения биологии и психологии К. Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании [6]: Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть — нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый в. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Люди с низкой гранулярностью могут путать гнев и страх, а отчёт о в отношении к золотому правилу этики «поступай с другим так, как.

Профессиональная и прикладная этика. Этот механизм называется совестью. Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, человечности, сам задает изнутри критерии моральной оценки и сам оценивает свое поведение.

И если внешние опоры нравственного поведения — общественное мнение, веления закона, установленный распорядок или практикуемые обычно нормы поведения — можно при случае как-то обойти или перехитрить, то обмануть самого себя, оказывается, невозможно. Если это и удается, то исключительно самой дорогой ценой — ценой отказа от совести и потери человеческого достоинства. Совесть для духовно развитой личности — средоточие духовных ценностей и убеждений, основа самоуважения и чувства собственного достоинства.

Основные функции совести — это самооценка и самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. В совести моральная ответственность перед обществом приобретает форму ответственности перед самим собой.

Таким образом, совесть можно определить как самооценку и самоконтроль личностью своих помыслов и поступков через призму нравственных требований и ценностей. Очень важно отметить рефлексивный характер совести, то есть ее направленность на собственное сознание. Совесть - одно из ярких проявлений нравственного самосознания.

Реферат: Категории совести в этике

Из-под бровей гляжу с опаской Не пробьёт ли гнев мой стан? Не вонзятся ль обвинений стрелы, Негодованьем не польётся ли смола? В бесстыжести часто присутствует сексуальный подтекст, формирующий определённую социально-приемлемую поведенческую норму, которая может быть весьма условной. В современных условиях сексуальной вседозволенности и агрессивно-вирусной рекламы, использующей тело, как атрибут влияния на половые импульсы человека и его природы желания, вряд ли.

Я бы стыд разделил на три уровня. Три уровня Стыд - как страх порицания, осуждения обществом. . Свою этику. Станете.

Стыд может выступать просто как стеснение, смущение, как чувство неловкости в непосредственных отношениях человека с другими людьми. Человек иногда стыдится не только за себя, но и за других людей, близких ему или принадлежащих к одной с ним социальной группе например, роду-племени , или зависимых от него например, если он начальник, руководитель. Стыд и совесть Стыд по сравнению с совестью является более внешней формой морального поведения.

В известном смысле они относятся друг к другу как явление и сущность. В некоторых случаях стыдливость никак не связана с совестью. Стыд в отличие от совести более изменчив, переменчив, исторически, этнически и территориально обусловлен. Если говорить о соотношении абсолютного и относительного в стыде и совести, то в совести акцент падает на абсолютное а в стыде-стыдливости — на относительное.

Совесть гнездится в самой глубине человеческого естества, а стыд дает о себе знать в относительно внешних отношениях между людьми. Стыдливость Стыдливость — способность человека управлять своим поведением с целью недопущения или ограничения состояния стыда. Позор — стыд — бесстыдство. Позор и бесстыдство — крайние степени присутствия стыда и его недостатка-отсутствия.

Культура вины и стыда как социологические категории

Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице. Результаты этой работы значительны. Иначе говоря, в их мотивации выражены страх наказания и стыд перед окружающими, но не развито чувство вины. Но как связано развитие нравственного сознания личности с ее поведением?

соотнесение этических категорий смысла жизни, ее цели, счастья, свободы, добродетели, порока, стыда, с одной стороны, и феномена страха в.

Ярче всего её выражает Пайдиев —"они такие бандеровцы, что невозможно было не захватить Крым, иначе бы там всех перерезали", но в том же духе мыслят и другие патриоты —"Запад такой враг, что невозможно вести себя иначе, чем мы себя ведем". Суммируя, мы получаем политическую формулу"Мы такие правильные, что ничего не можем с собой поделать, и всю ответственность за наши правильные действия несут другие, которые нас специально провоцируют".

Получается, что к традиционным"этике стыда" и"этике совести" добавляется третья этика —"этика справедливости", всё, что я делаю, я делаю правильно, потому что виноваты во всём всегда другие. В первом приближении, это страх уронить, умалить себя. В первом приближении, это страх причинить зло, — зло другому. Это страх за свое место среди других, за свое относительное, но святое для тебя социальное достоинство; им наделяет тебя общество и блюсти его в чужих глазах — твой моральный долг.

Если ты ставишь себя выше, чем ставят тебя все другие, то лучше скрывай это, чтобы не стать смешным; но еще хуже — если не собственная персона, а собственный суд для тебя выше общего суда: Это страх за душу, за абсолют своего личного достоинства; ведь такое достоинство включает в себя мораль, требует, чтобы твои дела удовлетворяли твоему собственному суду об истинно должном, о добре. Причём мнения других и даже общее мнение имеют для совести лишь совещательные голоса, приговор себе выносишь ты один.

Чувство стыда, таким образом — это тягостное ощущение своей, так сказать, неправильности, несоответствия приличной положению Норме.

Основные моральные понятия. Профессиональная и прикладная этика. - Совесть, стыд и вина

Список литературы Введение В любом обществе, равнокак и в жизни отдельно взятой личности, всегда присутствуют определённыеобщественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форменормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, осмысле жизни и т. Подобные общественные установки в этике именуютсяморальными ценностями. Особое место среди нихзанимают категории Долга и Совести, которые относятся к высшим моральнымценностям.

Именно от их правильного понимания во многом зависит нашанравственность:

Основные моральные понятия. Профессиональная и прикладная этика. Рассмотрены моральные понятия. Особое внимание уделено нравственны.

Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу. С точки зрения биологии и психологии[ править править вики-текст ] К.

Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании [6]: Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания.

Жан-Мари Робин, лекция"Стыд", Днепропетровск, 24.04.2013